«Музей на безопасной дистанции»

14 ноября 2020

«Ночь музеев» выходит из помещений и встречается со своими посетителями на улицах города, в общественном транспорте, в интернете. «Музей на безопасной дистанции» – главный принцип проекта 14 ноября.

Экспонаты из музеев Екатеринбурга можно встретить на городских экранах и билбордах, афишных стендах и в общественном транспорте.

Они рассказывают о себе и напоминают, в каких музеях с ними можно встретиться.

В проекте участвуют:

Птицеидолы – артефакты древней иткульской культуры. Еще их называют перевертыши. Объединяют в своих чертах образ человека и птицы. Если фигура перевернута вверх головой, - то перед нами человек, а если вниз – птица. Существует предположение, что птицеидол – иначе иттарма – вместилище души умершего иткульца. Люди этой культуры верили, что после смерти душа превращается в птицу.

В экспозиции музея истории Екатеринбурга «Археология. Праистория» оригинальные птицевидные идолы представлены в одном ряду с другими предметами культового литья и оружия VII-III в. до н. э.

 

Шкатулка для драгоценностей, была создана в конце XVIII века во Франции. Изготовлена из дерева, оббита лионским шелком и украшена гравюрой.
Раскладные женские шкатулки стали чрезвычайно модными, как и все французское, в эпоху Екатерины II. Деревянные оказались более легкими, чем фарфоровые или костяные, и при этом прочными. Такую шкатулку дама могла взять с собой в путешествие. Правда, позволить себе подобный предмет могли только состоятельные модницы.

 

Орангутану Захару 20 лет. Родился он в Московском зоопарке, большую часть жизни провел в Новосибирском, а в Екатеринбург переехал в 2018 году. Его вид занесен в Красную книгу.

Характер у Захара миролюбивый. Отличается умом и сообразительностью. Любит слушать человеческий голос. В музыке отдает предпочтение классике, любимый композитор – Бетховен. А еще обожает пледы, в его коллекции несколько штук.

Реплики на старинные северные куклы народного мастера России Майи Сысоевой (г. Череповец). Автор использует для их создания ткани конца XIX – начала XX века.

Такая кукла имеет обережные свойства, поэтому для нее есть особые правила:
- при изготовлении куклы нельзя пользоваться ножницами и иглой – ткань рвется и связывается;
- кукла не имеет лица, поскольку, по поверьям, это защищает куклу и оберегаемого ей ребенка от вселения злого духа.

Авторские работы входят в музейное собрание Екатеринбургского музейного центра народного творчества «Гамаюн».

 

Соломенный конь Сеня живет на почтовом подворье в Литературном квартале с 2006 года. История его появления в Музее Ф. М. Решетникова связана с театром. Тогда в Камерном театре состоялась премьера спектакля «Дядя Ваня», а важным содержательным фрагментом декораций было сено. После премьеры известный актер, режиссер Кирилл Козлов и его коллеги создали из сена коня. «Экспонат» так полюбился публике, что во время экскурсии один из детей дал ему имя – Сеня.

 

Историю создания и развития Екатеринбурга в городском музее истории можно узнать из зрелищного трехсерийного стереофильма. Первая серия «XVIII век» повествует о начальных десятилетиях жизни города – от крепости-завода к уездному городу. Второй и третий эпизоды посвящены XIX столетию и включают рассказ о гранильной фабрике, оружейной отрасли, архитектурных жемчужинах города и «золотой лихорадке».

Кроме того, в музее работает выставка «Небесный код Екатеринбурга. Ключ к прочтению». На примере оригинальных карт, чертежей и рисунков XVIII столетия, а также с помощью уникальной мультимедиа книги демонстрируется непрерывный процесс изменений очертаний города, его улиц и фасадов зданий; рассказывается о заводском устройстве и быте екатеринбургской крепости-завода.

 

В начале сороковых годов у Павла Бажова сильно ухудшилось зрение. После операции он был вынужден пользоваться очками на +10, а при чтении – еще и увеличительным стеклом. Писать от руки становилось все трудней, и в 1944-ом году Союз писателей подарил Бажову трофейную пишущую машинку Durabel.

Привыкал к ней Павел Петрович долго и тяжело, даже извинялся перед адресатами писем: «Не посетуйте на машинописное письмо. Состояние зрения у меня таково, что уже рукописным не владею». И все же со временем привык и освоился, начал называть её «моя механическая помощница».

 

Для Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже 1900 года Каслинский завод заказал проект новой витрины молодому петербургскому архитектору Е. Е. Баумгартену. Архитектурное решение в созвучной духу времени эклектике дало ему возможность свободно сочетать в декоративном решении скандинавские, древнерусские, византийские, романские и готические черты. Павильон предстал как фантастический дворец, раскрывая все декоративные качества уральского чугуна.

Над воплощением чертежей в жизнь работали все мастера цеха художественного литья Каслинского завода. Было изготовлено более полутора тысяч деталей, которые делегация мастеров собирала уже на месте. Вместе с павильоном во Францию отправились и образцы продукции.

Об успехе уральцев говорит высшая награда — Большая золотая медаль, присужденная Кыштымскому горному округу по разделу «Горное дело и металлургия» в 65 классе (приготовление металлических изделий).

Скульптура «Россия» отлита Каслинскими мастерами по модели петербургского скульптора Николая Лаверецкого. Качество ее исполнения вызывает восхищение – для кольчуги виртуозно отлиты множество мельчайших колечек, а для лица и волос использовались несколько видов чеканов.

Один из самых ярких в отечественной скульптуре символов государственности и царской власти, «Россия» была создана в 1896 году, а в 1900-м отправилась на Всемирную художественно-промышленную выставку в Париж вместе с Каслинским чугунным павильоном. Оттуда уральская делегация вернулась с триумфом, получив Большую золотую медаль, а также право ставить на своей продукции клеймо с изображением герба российской империи — двуглавого орла, гаранта качества и высочайшей оценки продукции завода.

Комплект шахмат «Фридрих II Великий и Наполеон I» из коллекции художественного чугуна Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

Эти военачальники никогда не встречались в реальности, но немецкому скульптору, имя которого исследователям не удалось восстановить, хотелось показать столкновение двух величайших армий конца XVIII — начала XIX веков на поле боя.

Фигурки расположены на круглых декорированных постаментах разной высоты — для придания правильной красивой линии при расстановке на игровом поле. Военное обмундирование на фигурах Королей и Слонов, платье Ферзей соответствуют костюму начала XIX века. Интересно декоративное решение фигур пешек. На немецком языке «пешка» — Bauer (фермер, крестьянин, мужик), поэтому ее одежда созвучна наряду крестьян Пруссии и Франции того времени.

Иван Айвазовский, «Море», 1864. Дерево, масло

Творчество Ивана Айвазовского, всемирно прославленного мариниста, до сих пор пользуется неизменным успехом у зрителей и остается непревзойденной вершиной для собратьев по профессии. Более шести тысяч полотен вышли из-под его виртуозной кисти, подавляющее большинство которых посвящено морской стихии — неизменной любви и страсти художника.

Он никогда не писал этюдов, считая, что «…движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волн — немыслимо с натуры. Для этого художник должен запомнить их…». На пленэре Айвазовский набрасывал только обобщенный образ, восстанавливая затем пейзаж в мастерской и давая полную волю импровизации.

В собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств Айвазовский представлен несколькими работами. 

Коллекция русского художественного авангарда 1910-х — 1920-х годов Екатеринбургского музея изобразительных искусств насчитывает около пятидесяти произведений живописи и графики.

Здесь можно встретить произведения художников, представляющих почти все направления русского авангарда в своих классических образцах. Гордостью коллекции являются шедевр Василия Кандинского «Импровизация 217 («Серый овал»)» 1917 года и «Супрематизм» Казимира Малевича, датируемый 1915 годом.

Экспозицию отличают этапные, значимые в творческой биографии художников-новаторов произведения, поэтому они востребованы на всех масштабных международных выставках русского авангарда.

Плюшевый мишка Харитон появился на свет приблизительно в 1960 году. У него могла бы быть довольно грустная история, ведь однажды кто-то оставил игрушку на скамейке в Харитоновском парке. Его нашли ребята из детского сада, которые отправились в парк на прогулку. Они подобрали медвежонка, отмыли и принесли в музей. Так Харитон обрел свое имя и новый дом, где по сей день встречается с друзьями.

Знаете ли вы, что когда-то по центру Екатеринбурга шла железнодорожная ветка? Рельсы проходили около Водонапорной башни, чьей функцией было обеспечивать водой железнодорожные мастерские и мастерские Екатеринбургской казенной механической фабрики.  

В 1946 году мастерские переехали, бак демонтировали, а помещение на втором этаже отдали под фотоателье. Но ненадолго: вскоре в башню заселились две семьи. Внутри помещений установили перегородки. Благодаря этому в каждой квартире было по две комнаты и кухня. Расселили жильцов только в конце 1960-х годов. Затем в башне располагался сувенирный магазин, а в 1995 году ее передали Музею истории Екатеринбурга.

Хотите больше интересной информации о музеях Екатеринбурга? Смотрите проект «История России в музейных экспонатах»:

Екатеринбургский музей изобразительных искусств, скульптура «Россия» (Николай Лаверецкий, 1896 год)
Свердловский областной краеведческий музей, праздничный костюм русской женщины, XIX век
Галерея Синара Арт, картина Николая Федореева «19-ая партконференция» (1988 год)
Музей боевой славы Урала, обломки самолета Гэри Пауэрса «Локхид У-2» (1960 год)
Музей писателей Урала, музыкальная шкатулка Торгового дома братьев Четуновых (начало 20 в.)
Музей воинов-интернационалистов «Шурави», флаг Российской федерации 276 мотострелкового полка
Екатеринбургский музейный центр народного творчества «Гамаюн», картина «Вознесенская горка. Утро»
Музей истории Екатеринбурга, портрет В.Н. Татищева, неизвестный художник

Добавить в мой маршрут

 

 

← Другие программы

Добавить в маршрут